Коммуникативные технологии
На уроках информатики невозможно
обойтись без применения коммуникативных технологий: дискуссий, эвристических
бесед. Влияние дискуссии на личностное становление ученика обуславливается её
ценностно-ориентирующей направленностью, созданием благоприятных условий для
проявления индивидуальности; для формирования умения взаимодействовать с
другими, уважать чужое мнение.
Особое значение
изучение компьютерных технологий имеет для развития умения общаться и работать
в коллективе. Развитию этой функции служат работы в группах, сетевые
технологии.
1)
Термин
«коммуникация» является производным от лат
.сommunication- связываю, делаю общим. В современных исследованиях под коммуникацией чаще всего подразумевают социально
обусловленный процесс передачи и восприятия информации в условиях
межличностного, группового и массового общения на основе использования
различных каналов и средств.
2)
В
другом случае под коммуникацией понимается передача информации от
человека к человеку в самых разных формах- посредством разнообразных
информационных каналов и технологий подачи информации Примерами данного
коммуникации выступают получение, обдумывание, запоминание и использование
поступившей по определённым каналам информации, а также общение, имеющее более
сложную природу, чем простая разновидность однонаправленного материального или
информационного потока.
3) Под коммуникацией имеются в виду также передача
информации и обмен информацией, цель которых - не сам процесс передачи, а какое
- либо (обучающее, управляющее или иное) воздействие на людей с помощью этой
информации.
Примеры.
Тема: Форма представления информации
Этап урока
|
Задание
|
УУД
|
ЭТАП 1. Вхождение в тему урока и
создание условий для осознанного восприятия нового материала
|
1.Приветствие учителя, проверка
готовности к уроку
2. Актуализация знаний.
1)Ученики отвечают на следующие
вопросы:
- Как человек хранит информацию?
- Как человек передает информацию?
- Что понимается под кодированием
информации?
2) Учащиеся отвечают на вопросы
учебника (Необходимо рассказать о всех трех способах кодирования информации);
3) Обсуждаются варианты выполнения
задания в рабочей тетради
4) Производится визуальная проверка
выполнения заданий
|
Регулятивные
(самоконтроль)
Коммуникативные
(планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками)
Личностные:
(осознание своих возможностей).
Регулятивные:
(умение регулировать свои действия),
Познавательные:
(умение анализировать, выделять и
формулировать задачу);
Коммуникативные
(умение осознанно строить
речевое высказывание),
|
Тема:
Табличная форма представления информации
Этап урока
|
Задание
|
УУД
|
ЭТАП 1. Вхождение в тему урока и
создание условий для осознанного восприятия нового материала
|
1.Приветствие учителя, проверка
готовности к уроку
2. Актуализация знаний.
1)Учитель демонстрирует на доске
следующие данные и предлагает учащимся высказать свои предположения о
том, как можно сгруппировать эти
данные:
; 34; ; 6987;
бабочка; звездочка, 34, цветок; лучше один раз увидеть, чем сто раз
услышать; ученик учил уроки.
Учащиеся высказывают свои
предположения и группируют данные по форме представления информации
(текстовая, числовая, графическая).
2) Учащиеся отвечают на вопросы учебника;
3) Обсуждаются варианты выполнения
задания в рабочей тетради;
4) Производится визуальная проверка
выполнения заданий в рабочей тетради;
5) Обсуждается тот факт, что текстовая
форма представления информации не всегда удобна
|
Регулятивные (самоконтроль)
Коммуникативные (планирование учебного
сотрудничества с учителем и сверстниками)
Логические
(одновременный анализ нескольких
разнородных информационных объектов)
Познавательные
(формирование действий
структурирования знаний, формирование объектно-ориентированного
мышления),
Коммуникативные
(умение осознанно строить речевое
высказывание),
|
Тема:
Наглядные формы представления информации
Этап урока
|
Задание
|
УУД
|
ЭТАП 1. Вхождение в тему урока и
создание условий для осознанного восприятия нового материала
|
1.Приветствие учителя,
проверка готовности к уроку
2. Актуализация знаний.
1. Учитель выдает карточки с вопросами для
работы в группах:
А) Деление класса на 2
группы.
Первая группа получает
карточку с вопросами по табличной
форме представления информации:
- В каких ситуациях удобно
представлять информацию в виде таблицы?
- Из каких частей состоит
таблица?
- Как называется
пересечение строки и столбца таблицы?
- Почему с помощью таблиц
удобно решать логические задачи?
Вторая группа получает
карточку с вопросами по текстовой форме представления информации:
- Что называется текстовой
информацией?
- Что
представляет собой всякий письменный текст?
- Какие принципиальные изменения в процесс
создания текста внес компьютер?
-Всегда ли удобно информацию представлять в
виде текста?
Б) Подготовка и обсуждение ответов в группе, распределение вопросов для того, чтобы их
задать другой группе.
В) Перекрестный опрос
Слушают ответы учащихся другой группы,
в случае неточного ответа исправляют и дополняют.
Г) Обе группы получают карточку с
одинаковым заданием к игре
«Шифровальщик».
Задание к игре
«Шифровальщик»:
-На листочке в клетку
нарисуйте произвольный многоугольник;
-Пронумеруйте его вершины
и закодируйте их с помощью координат;
-Задайте порядок
соединения вершин;
-Проверьте, не допущена ли
ошибка при кодировании рисунка;
-Координаты точек и
порядок их соединения выпишите на отдельный листок;
-Предложите восстановить
ваш рисунок по этому коду;
-Сравните результаты, нет
ли искажения информации при декодировании.
Каждый участник группы
выполняет задание на листке в клетку, затем
участники групп обмениваются листочками с закодированной информацией
по предложенной выше схеме. Учащиеся восстанавливают рисунок по коду и
сравнивают результаты.
2. Производится визуальная проверка выполнения
заданий в рабочей тетради);
3. Обсуждаются задания в рабочей тетради
|
Регулятивные (самоконтроль)
Коммуникативные (планирование учебного
сотрудничества с учителем и сверстниками)
Коммуникативные
(умение осознанно строить речевое
высказывание, умение работать в группе),
Предметные
(умение преобразовывать одни формы
представления информации в другие, умение выбирать язык представления
информации в модели в зависимости от поставленной задачи)
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий