Страницы

Использование коммуникативной технологии на уроках информатики

Коммуникативные технологии
На уроках информатики невозможно обойтись без применения коммуникативных технологий: дискуссий, эвристических бесед. Влияние дискуссии на личностное становление ученика обуславливается её ценностно-ориентирующей направленностью, созданием благоприятных условий для проявления индивидуальности; для формирования умения взаимодействовать с другими, уважать чужое мнение.
Особое значение изучение компьютерных технологий имеет для развития умения общаться и работать в коллективе. Развитию этой функции служат работы в группах, сетевые технологии.
1)      Термин «коммуникация» является производным от лат .сommunication- связываю, делаю общим. В современных исследованиях под коммуникацией чаще всего подразумевают социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации в условиях межличностного, группового и массового общения на основе использования различных каналов и средств.
2)      В другом случае под коммуникацией понимается передача информации от человека к человеку в самых разных формах- посредством разнообразных информационных каналов и технологий подачи информации Примерами данного коммуникации выступают получение, обдумывание, запоминание и использование поступившей по определённым каналам информации, а также общение, имеющее более сложную природу, чем простая разновидность однонаправленного материального или информационного потока.
       3) Под коммуникацией имеются в виду также передача информации и обмен информацией, цель которых - не сам процесс передачи, а какое - либо (обучающее, управляющее или иное) воздействие на людей с помощью этой информации.
Примеры.
Тема: Форма представления информации
Этап урока
Задание
УУД
ЭТАП 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала
1.Приветствие учителя, проверка готовности к уроку
2. Актуализация знаний.
1)Ученики отвечают на следующие вопросы:
- Как человек хранит информацию?
- Как человек передает информацию?
- Что понимается под кодированием информации?
2) Учащиеся отвечают на вопросы учебника (Необходимо рассказать о всех трех способах кодирования информации);
3) Обсуждаются варианты выполнения задания в рабочей тетради
4) Производится визуальная проверка выполнения заданий
Регулятивные (самоконтроль)
Коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками)
Личностные:
(осознание своих возможностей).
Регулятивные:
(умение  регулировать свои действия),
Познавательные:
(умение анализировать, выделять и формулировать  задачу);
Коммуникативные
(умение осознанно строить речевое высказывание),

Тема: Табличная форма представления информации
Этап урока
Задание
УУД
ЭТАП 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала
1.Приветствие учителя, проверка готовности к уроку
2. Актуализация знаний.
1)Учитель демонстрирует на доске следующие данные и предлагает учащимся высказать свои предположения о том,  как можно сгруппировать эти данные:


; 34;    ;     6987;
бабочка; звездочка, 34, цветок;   лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать; ученик учил уроки.
Учащиеся высказывают свои предположения и группируют данные по форме представления информации (текстовая, числовая, графическая).
2) Учащиеся отвечают на вопросы учебника;
3) Обсуждаются варианты выполнения задания в рабочей тетради;
4) Производится визуальная проверка выполнения заданий в рабочей тетради;
5) Обсуждается тот факт, что текстовая форма представления информации не всегда удобна
Регулятивные (самоконтроль)
Коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками)
Логические
(одновременный анализ нескольких разнородных информационных объектов)
Познавательные
(формирование действий структурирования знаний, формирование объектно-ориентированного мышления),
Коммуникативные
(умение осознанно строить речевое высказывание),

Тема: Наглядные формы представления информации

Этап урока
Задание
УУД
ЭТАП 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала
1.Приветствие учителя, проверка готовности к уроку
2. Актуализация знаний.
1.  Учитель выдает карточки с вопросами для работы в группах:
А) Деление класса на 2 группы.
Первая группа получает карточку с вопросами по  табличной форме представления информации:
- В каких ситуациях удобно представлять информацию в виде таблицы?
- Из каких частей состоит таблица?
- Как называется пересечение строки и столбца таблицы?
- Почему с помощью таблиц удобно решать логические задачи?
Вторая группа получает карточку с вопросами по текстовой  форме представления информации:
- Что называется текстовой информацией?
 - Что  представляет собой всякий письменный текст?
 - Какие принципиальные изменения в процесс создания текста внес компьютер?
  -Всегда ли удобно информацию представлять в виде текста?
Б) Подготовка  и обсуждение ответов в группе,  распределение вопросов для того, чтобы их задать другой группе.
В) Перекрестный  опрос 
Слушают ответы учащихся другой группы, в случае неточного ответа исправляют и дополняют.
 Г) Обе группы получают карточку с одинаковым    заданием к игре «Шифровальщик».
Задание к игре «Шифровальщик»:
-На листочке в клетку нарисуйте произвольный многоугольник;
-Пронумеруйте его вершины и закодируйте их с помощью координат;
-Задайте порядок соединения вершин;
-Проверьте, не допущена ли ошибка при кодировании рисунка;
-Координаты точек и порядок их соединения выпишите на отдельный листок;
-Предложите восстановить ваш рисунок по этому коду;
-Сравните результаты, нет ли искажения информации при декодировании.
Каждый участник группы выполняет задание на листке в клетку, затем  участники групп обмениваются листочками с закодированной информацией по предложенной выше схеме. Учащиеся восстанавливают рисунок по коду и сравнивают результаты.
2.  Производится визуальная проверка выполнения заданий в рабочей тетради);
3.  Обсуждаются задания в рабочей тетради
Регулятивные (самоконтроль)
Коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками)
Коммуникативные
(умение осознанно строить речевое высказывание, умение работать в группе),
Предметные
(умение преобразовывать одни формы представления информации в другие, умение выбирать язык представления информации в модели в зависимости от поставленной задачи)
















Комментариев нет:

Отправить комментарий